ЕЛАТЬМА — город ранней РУСИ
Г.Грязнов. Издательство «Узорочье» Рязанской писательской организации. 2001г.
 
[1] - [2] - [3] -  4
 
   


АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЕЛАТЬМЫ

        В книге «По Оке от Коломны до Мурома» доктор искусствоведения Георгий Вайнер дал оценку архитектурных памятников Елатьмы и очень лестно отзывался о ней. Он писал:
        «Елатьма достойна того, чтобы о ней, как и о Сасове, Касимове, был написан особый очерк. Удивительно «скромно» ведет себя этот небольшой уголок Рязанской земли. А слава Елатьмы, как благославленного все растет и растет!»
        Тихую поэтическую Елатьму хорошо описал М.И.Ростовцев. Наша задача — дать представление об наиболее интересных памятниках елатомской архитектуры. Они не только есть, но их даже немало.
        Ильинская церковь (середина XVIII в.), расположенная в центре поселка, хотя и стоит обезглавленная, но не сдается, как и все стильные памятники архитектуры. В самом храме барокко выражено еще на древнерусском языке — с пучковыми полуколоннами, волнистыми кокошниками и т.п. А в колокольне язык уже другой — «пилястрный», что обычно связывается с европейскими веяниями.
        Более оригинальна Покровская церковь конца XVIII века, стоящая на крутом берегу Оки. Здесь наблюдается обратное явление. Колокольня, несмотря на столь позднюю дату, сохраняет древнерусское шатровое завершение, тем более странное к концу XVIII века, что колокольни обыкновенно были отзывчивее на новшества. Двусветный четверик храма с восьмидольным куполом, а также апсида и трапезная выдержаны в духе «пилястрного» стиля.
        Третий вариант местного классицизма является собой Всесвятская церковь, расположенная на кладбище. Построенная в 1834 году, она уже наделена чертами ампира. Но этот ампир половинчат, проявляется лишь в отдельных элементах, например, в верхних ярусах колокольни, а также в восьмерке. Пучки колонн по углам второго яруса колокольни и несомые ими арки уже знакомы нам по церкви Гусевского Погоста, построенной сорока годами раньше. Но там они живописны, а здесь строго геометричны. В церкви Всех Святых еще живет дух классицизма. Как и храмы в Перевлесе и в Белоомуте, он дает пищу для многих размышлений о судьбе русского классицизма.
        Елатьма обладает выразительными торговыми рядами. Правда, это уже не ампир, а начало упадка, но все же эклетики еще далеко. Торговые ряды представляют протяженный корпус с высокой аркой по двум его продольным сторонам. Арки упираются не на колонны, а на пилоны, что, конечно, снимает образ. С.В.Чугунов установил, что проект торговых рядов Елатьмы, датированный 1810 годом и подписанный архитектором Висконти и Русско, чертил «архитекторский помощник» Григорьев. Можно полагать, что автором проекта был младший брат известного московского архитектора А.Г.Григорьева — Доримедонт Григорьевич, тоже московский архитектор первой половины XIX века. Если говорить об аналогиях, то елатомские торговые ряды очень близки рядам Ростова-Ярославского, построенным в 1830-х годах архитектором А.М.Мельниковым.
        В Елатьме есть и менее значительные памятники, в которых теплятся отзвуки барокко, классицизма и ампира. Очень интересен местный народный музей. Он стал притягательным центром, как бы биографией Елатьмы, пропагандистом ее красот.
        Стали привлекательно выглядеть торговые ряды и приходиться только сожалеть, что в начале 30-х годов большевиками был варварски разрушен городской собор и уникальная часовня в поселковом парке.
        Если бы нашим дедам и отцам удалось сохранить все церкви и храмы, то Елатьма могла бы стать «маленькой Суздалью».


ХУДОЖНИКИ И ПИСАТЕЛИ ЕЛАТОМСКОГО КРАЯ

        Во все века и времена люди не только созерцали красоту окружающего мира, но и сами через призму своей души и сердца пытались создать прекрасное, посредством слова, красок, звуков и умелых рук.
        Я уже писал о том, что Елатьма дала России прославленного авиатора России А.А.Васильева, доктора геолого-минералогических наук М.Г.Органова, члена-корреспондента Академии художеств СССР Лаптева A.M., просветителя Граве А.И., артистов — Ф.Шумана, К.Острового, А.Яцуга, строителя Галерного флота П.Титова, знаменитого мореплавателя Н.Ларюшкина.
        Они вдохновляли на творчество и дерзание целую кагорту молодых людей, которые в разные времена жили и сейчас живут в Елатьме.
        Яркий след в живописи оставил член Союза художников СССР мой старший товарищ и учитель Алексей Александрович Александровский. Он работал в живописи, графике, скульптуре. Привил любовь к художеству сотням молодых людей.
        Я привожу часть Каталога выставки, посвященной 60-летию его творческой деятельности (1989 г). Одну из брошюр он подарил мне. На обложке написано: «КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ ЧЛЕНА СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ СССР АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА АЛЕКСАНДРОВСКОГО, посвященная 60-летию творческой деятельности» Грязнову Геннадию Ивановичу на память от А.Александровского 20 декабря 1989 г.
        Он писал о себе следующее:

        «Родился я 1 марта 1908 года в Темникове Тамбовской Губернии, ныне Мордовская АССР. С 1913 по 1922 г.г. жил с родителями в г. Борисо-Глебске Тамбовской губернии, ныне Воронежской области. Мне было 3 года, когда я увидел, как рисует старший брат, — это меня удивило и возник первый неясный толчок любви к рисованию.
        Заканчивалась гражданская война. Впервые в Народном Доме в кружке рисования рисую акварельными красками. Было очень голодно. Вернулся с гражданской войны старший брат. В 1922 году часть семьи уезжает в Елатьму. Красота Елатьмы меня поразила.
        С другом Сергеем Емяшеным ходим вместе и рисуем родные просторы. В 1925 году летом в Елатьму приезжает студент ВХУ-ТЕМАСа Алексей Михайлович Лаптев, впоследствии академик. Мы внимательно смотрим, как он работает акварельными красками, тушью, карандашом. Дает нам советы. Позднее с ним мы были в хороших отношениях. Каждое лето в Елатьме работал художник Н.Б.Терпсихоров. Я с ним часто встречался. В 1926 году я вступил в Елатомскую единую трудовую школу I и II степени.
        Преподаватель Мария Васильевна Виноградова (она в свое время успешно окончила Московское Строгановское училище) доверила мне вести кружок рисования с учащимися, которые желали заниматься любимым делом по вечерам. Комсомольская организация школы, ученический комитет доверили мне быть редактором школьной газеты «Школьник». Вместе с Сергеем Емяшевым оформляем школьные, ученические и учительские спектакли, ставим их в Елатьме, в селах и деревнях. Принимал участие с коллективом во всех мероприятиях, общественных делах.
        В 1927 году я впервые принимал участие в художественной выставке в Рязани, филиале АХРР, совместно с первой губернской, выставкой художников-самоучек. Экспонировалась акварель «Лесник».
        В 1930 году после успешного окончания школы поступаю в Московский государственный техникум изобразительных искусств (Р.Л9О5 года, где учился у Б.Фаворского, Истомина, Н.Ромадина, Я.Ромаса и других умных преподавателей.
        В 1932 году администрация техникума к празднику 1 Мая поручает мне выполнить эскизы оформления завода «Серп и Молот». С бригадой студентов-художников мы приступили к работе, и здесь меня ждала беда. При выполнении макета радиомачты стальной проволокой поранил правый глаз, и я потерял часть зрения. Любовь к искусству победила это испытание, и свою дипломную работу «Стеклодувы» по натурным материалам, собранным на Московском стекольном заводе им. Калинина, пишу на «отлично».
        1935-1938 г.г. связаны с работой в театре Вахтангова.
        В театре им. Евг. Вахтангова царила атмосфера большого искусства: главным режиссером был Рубен Симонов, ведущим артистом — Борис Щукин, который в те годы работал над образом В.И.Ленина.
        С Б.Щукиным было интересно беседовать и наслаждаться его перевоплощением. Много было интересных спектаклей, которые приходилось оформлять с главным художником Владимиром Федоровичем Рындиным: «Принцесса Турандот», «Много шума из ничего».
        Работая в театре им. Вахтангова, я заочно знакомлюсь с Исааком Израилевичем Бродским — профессором, директором Академии художеств, а потом очно в Москве в музее им. А.С.Пушкина на выставке его учеников — студентов Академии.
        Много мудрого было сказано мне Исааком Израилевичем. Сохранилось у меня два его письма ко мне.
        Живя в Москве, я каждое лето приезжал домой писать природу, портреты. Время требовало, чтобы я засел за живописные работы. Тянуло в Елатьму на свою родину, и в 1939 году я уезжаю в Елатьму на постоянное жительство.
        В 1938 году 8 января в Елатьме расписался с моей женой и другом Антониной Федоровной Деевой.
        В 1939 году директор Елатомской средней школы, которую я окончил, предложил работать мне в школе преподавателем рисования и черчения. Я увлеченно стал работать, учить детей прекрасному. Рисовал детей и учителей всюду, где можно, к праздникам оформлял с учителями спектакли, вечера, фасад школы. По вечерам, по выходным я стал учить детей рисованию. Ходили на наши просторы, устраивали походы в Романовский лес, писали этюды. Вечерами работали, помогали леснику Щербатову И.И., готовили ужин, пели, читали стихи.
        Продолжал работать как художник. К этому времени уже написаны «Астры, освещенные солнцем», «Май», человек, природа, история, жанр — вот основной круг моих тем. В довоенный период созданы: «Портрет крестьянина из д. Холопово», «Портрет жены», «Портрет заслуженной учительницы М.А.Спириной», картина «Обстрел частями Красной Армии бело-эсеровских мятежников», пейзажи «Вечер в д. Назарово», «Поздняя осень», «Май» и др.
        Началась Великая Отечественная война. Все учителя Елатомской средней школы были записаны в партизанские отряды, строили противотанковый рубеж на Оке, строили доты и дзоты. Мне, как преподавателю черчения и рисования, как военнообязанному, при штабе строительства военных объектов приходилось чертить планы объектов строительства. Поэтому, я пишу картины: «За власть советов», «Встреча детей Москвы и Ленинграда в 1941 году». «Проводы солдат на фронт, на Великую Отечественную войну», «Строительство противотанкового рубежа на Оке в 1941 году».
        Голодные, трудные годы. Для школы дрова заготавливали учителя и учащиеся старших классов. Возили их на салазках и на быках. В классах сидели в пальто, замерзали чернила, писали на газетах, рисовали дети тоже на газетах. Из десятиклассников на фронт уходили не только мальчики, но и девочки. Позднее я напишу картину «Десятый класс», где за партой, среди учащихся послевоенных лет, упорно учится бывший солдат в гимнастерке с орденом Красной Звезды. Это Валя Панин, потом он станет военным инженером. Его товарищи одноклассники будут работать врачами, педагогами, летчиками, работниками сельского хозяйства.
        Трудные, голодные, послевоенные годы. Нет в районе электричества. Начинает строиться колхозная Сабуровская гидроэлектростанция. В Доме колхозников я пишу картину «Строительство Сабуровой ГЭС». Пишу портреты участников этой стройки.
        В 1946 году летом устраиваю персональную выставку в Елатьме, осенью в Рязани в художественном музее. Для музея приобретен натюрморт «Утренний чай». Через замерзшее стекло пробивается слабый солнечный луч. На столе стоит самовар.
        В 50-х годах на областной выставке демонстрируется моя картина «Строительство Сабуровской ГЭС». Меня принимают в Союз художников СССР. В 1946 году я организую художественную студию в Елатьме, в которую вошли способные ученики школы, дети колхозников — коллектив из двадцати человек. Нам дали бывший Дом Раевских, где мы работали, устраивали выставки и студийцев, и мои. Из них теперь работают: Василий Рябинкин — преподавателем художественной школы г.Касимова, Владимир Болденцов — преподавателем рисования и черчения средней школы в Шацком районе, Николай Цынгалев — окончил Рязанское художественное училище и работает преподавателем черчения в Елатомской школе-интернате. Многие другие товарищи, которые получили другие специальности, помнят то юношеское, творческое сотрудничество.
        Художественная студия продолжает работу. Новое поколение, уже внуки, также влюбленно занимаются, стараясь увидеть красоту, которая для души человека становится откровением. Поэтому я всю жизнь пишу детей: «Дети за партой», «Дети на этюдах», «Дети в походе», «Дети в лесу», «Ленин и дети».
        В 1947 году я вступаю в Коммунистическую партию Советского Союза, работаю в партийной организации Елатомской средней школы, не раз был избран членом партбюро. Партийная нагрузка — «Эстетическое воспитание».
        В 1963 году я организую Елатомский народный музей, мне помогают преподаватели, учащиеся, жители Елатьмы. В октябрьские дни Елатомскому народному музею исполняется 25 лет. Мы работаем на общественных началах. Много собрано исторических материалов, предметов быта, фотоматериалов, книг, воспоминаний. Материалы все время поступают. Я организовал постоянно действующую выставку моих картин. Музей посещают школьники, жители Елатьмы и гости из других городов. Особенно в летне-осенние месяцы. Прибывают туристы на теплоходах из Москвы, приходят с турбазы «Елочка». После посещения музея, показа и рассказа о Елатьме я веду их в парк на обзорную площадку над Окой.
        В Елатьме по моим проектам поставлены памятники к 25-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками и японским империализмом в 1941-1945 гг. и стела к 600-летию Елатьмы в связи с ее основанием. Как художник, участвовал в сельских, городских, областных, зональных выставках.
        В 1978-1979 гг. в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности, устроил свою персональную выставку в Рязани, залах Дома художника, показал 265 работ — живопись и графика. Активное посещение зрителей и прекрасные отзывы. Устроители выставки проявили большую чуткость и внимательность. Рязанский художественный музей приобрел с выставки следующие картины: «Белые грибы», «Вечер в д. Назарово», «Строительство противотанкового рубежа на Оке в 1941 году», «Пионеры на этюдах». Также были сделаны приобретения Рязанским областным историко-архитектурным музеем-заповедником: эскиз к картине «М.И.Калинин выступает перед рабочими депо Сасово в 1919 г.» и рисунок «Старый большевик М.М.Бабашев».
        Персональная выставка также экспонировалась в Касимове в 1979 году и рабочем поселке Елатьма.
        К этой персональной выставке были написаны «Герои Советского Союза Н.И.Грибков», «Герой Советского Союза А.П.Цаплин» и другие портреты, также картина «Комсомольско-молодежная бригада на полуденной дойке коров».
        С 1975 года по 1989 год являлся членом товарищеского суда, был редактором газеты «Окно крокодила», куда поступали материалы, бичующие аморальное поведение граждан п. Елатьмы.
        Много лет вхожу в президиум Касимовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
        На очередной конференции я был избран членом областного Совета этой организации.
        К новой персональной выставке в Рязани в 1988 году мной созданы: «Портрет заслуженного врача РСФСР окулиста Н.М.Костина», «Портрет сына Михаила», «Девочка с яблоками», «Девочка на озере», «Золотая грушовка в цвету», «Зимняя сказка», «После бури в березовой роще», картина «С победой вернулись солдаты».

А. А. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ
Елатьма на Оке.

        Именем А.А.Александровского в поселке назван народный краеведческий музей, в сохранение экспонатов которого он вложил немало сил.

***

        В Елатьме творил и другой замечательный самородок. Имя его — Волков Николай Егорович. Он был не только одаренным художником, но и поэтом. Еще при его жизни о его творчестве был снят документальный кинофильм.
        Талантливая поэтесса и прозаик из Елатьмы Т.З.Куприна в статье «Художник из Елатьмы» о Николае Егоровиче и его творчестве писала следующее: «Память сохранила образ и облик этого человека, увиденного впервые в детстве. Высокий старик, с большой белой пушистой бородой. Строгий проницательный взгляд. Человек, лишенный какой бы то ни было суетливости. Степенно и с достоинством ходил он по улицам Елатьмы в простой рубахе на выпуск, подпоясанной узеньким ремешком. Никакого роскошества в одежде — ни зимой, ни летом. Тем не менее, вид его внушал уважение и вызывал закономерный интерес. Разговаривать и общаться с ним мне не довелось. Став старше, узнала, что этот человек — самодеятельный художник, поэт. Видела его картины когда-то в Елатомском народном музее.
        Что остается после смерти человека? Его дела, его картины, его поэмы. Память о нем.
        В руках у меня дневники и рукописи Волкова. Интересные мысли об искусстве, о русском языке и русском народе. Искренний, не показной патриотизм. Высказывания о природе. Высокие мысли.
        Смотрю на его автопортрет и на портрет, выполненный его другом Александровским, и снова нахожу в нем сходство с великим Рерихом, постигшим дух природы. Читаю стихи и высказывания Волкова — и слышу созвучие великим мыслям мудрого Рабиндраната Тагора. Открываю одну из толстых тетрадей в черной постаревшей обложке — и как бы в подтверждение своим ощущениям и мыслям читаю выведенные, видимо, уже стареющей рукой художника и поэта строки названия: «Самодельная книга. Н.Волков. Из песнопений Рабиндраната Тагора (1906-1969). Часть 1. Р. Тагор. «Гитанджали» (Жертвенные песнопения)». И внизу пометка: «Переложено на стихи Волковым Николаем (1910-1960) по переводу с английского поэта И.А.Бунина прозой».
        Читаю эти песнопения (всего 103), переложенные на стихи малоизвестным в широком литературном мире самодеятельным поэтом из Елатьмы Н.Волковым, и чувствую, что величественный дух Тагора сродни и близок русскому мыслителю по профессии шорнику, выросшему на берегах Оки.
        А впрочем, так ли безвестен Волков? Еще при жизни, в его 85-летний юбилей в 1969 году тогда еще молодой селькор Л.Д.Сорокина писала о нем в районной газете: «Стихи Н.Е.Волкова печатались в центральных, областных и районных газетах. На 50-й Все-роюзной выставке самодеятельных художников в Москве Николаю Егоровичу был присужден диплом второй степени за экспонировавшуюся на выставке картину «Автопортрет». Он награжден юбилейными знаками, том числе «50 лет Советской власти». Волков частый гость и читатель Елатомской библиотеки. С раннего детства влекло его к искусству. Художник прочитал большое количество книг по живописи. Его увлечение — природа. Его любимый живописец — пейзажист И.И Шишкин».
        И вновь листаю страницы стихов, датируемых 1925 годом — годом смерти Есенина, и нахожу стих, посвященный поэту-земляку. Беру в руки рукописный сборник «Избранные стихотворения» (1946г.). Обращают на себя внимание названия стихотворений: «Поэт», «Встреча воинов-победителей», «Елатьма. 1 августа 1945 года», «Орденоносцу Ф.П.Середавину», «Обращение к избирателям в Советы», «Баллада о правде и кривде» — посвящение А.Н.Янину, члену Елатомского ревкома. Читаю отрывок «Юность Анюты» из поэмы «Семья», статьи «О словообразовании». Поражает широкий художественный кругозор Волкова. И все это при великой нужде и бедности, при большом физическом труде и при страшно неблагоприятных бытовых условиях (вспомните-ка, жил он в сыром полуподвале на улице Ленина), которые сопутствовали ему всю жизнь.
        «Дар», «дарить», — видимо, не случайно общий корень у этих слов. Не щадил своего дара Волков (как это делает любой истинный художник). Щедро дарил свои стихи и картины друзьям, знакомым. Как мало его картин на теперешней выставке, и как много их в домах елатомцев! Уже после открытия выставки слышу, как, то один, то другой житель Елатьмы восклицает: «А у меня есть картина Волкова!» Так, можете, собрать их все вместе и вновь водворить на прежнее место в Елатомском народном музее, где они когда-то и находились? К этому обязывает всех нас честь гражданина, честь художника, честь патриота. И кому, как не друзьям художника и поэта, в первую очередь, взяться за это дело? Вам, член Союза художников СССР Алексей Алексеевич Александровский, — друг Волкова по кисти и перу. Вам, председатель поселкового Совета поэт Геннадий Иванович Грязнов. И Вам, поэт Иван Степанович Корнеев. А также всем вам, дорогие елатомцы!
        Давайте ценить и беречь то бесценное духовное наследство, которое завещают нам наши небесталанные предки!»

   
 
[1] - [2] - [3] -  4
 
   
"Оцифровка" текста JosephDesign 2007г.
Данные материалы представлены исключительно ради ознакомления читающей публики с историей родного мещерского края, нашей малой родины. Их размещение не преследует целью извлечение какой-либо материальной выгоды со стороны авторов проекта.
PDF-версия (330Kb)
   
При использовании материалов сайта ссылка на http://www.gorodec-foto.narod.ru обязательна ----- JosephDesign (C) 2006-2011 -----
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов Rambler's Top100 Рейтинг@mail.ru LiveInternet

Hosted by uCoz